Дистанционный медосмотр в автотранспортной компании: законно ли это?
Заказать консультацию
Содержание
Дистанционный медосмотр в автотранспортной компании: законно ли это?
Проведение дистанционных медосмотров сотрудников перед рейсом или сменой вызвали бурю обсуждений в СМИ. Для того чтобы четко ответить на вопрос о законности этих мероприятий, необходимо разобрать определенные пункты в законодательстве РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 23 закона № 196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения включает в числе прочих и медосмотры водителей ТС, которые проводятся в обязательном порядке. Главная цель таких медосмотров – удостовериться в том, что водитель полностью трезв, здоров, не принимал запрещенных лекарств, бодрый и внимательный. Если водитель испытывает похмельный синдром, сильную усталость, принимал препараты, которые снижают концентрацию внимания, употреблял наркотические средства и т. д., то ему запрещают управлять ТС.
Согласно ст. 46 закона № 323-ФЗ, медосмотр включает комплекс медицинских процедур, целью которых выступает обнаружение заболеваний, патологий и вероятности их формирования. В соответствии со ст. 2 указанного закона, выполнять медосмотр вправе исключительно медработник или другой работник, у которого есть официальное право на медицинскую деятельность.
Согласно Приказу Минздрава РФ от 11.03.2013 № 121н п. 7, проведение медосмотра перед и после рейса – самостоятельный, отдельный вид медицинской деятельности. Для того чтобы получить на него право, необходима лицензия.
В п. 10 Приказа № 835н указано, как проводится медосмотр:
- Медработник выслушивает жалобы водителя на самочувствие, проводит наружный осмотр, осматривает кожу, слизистые, замеряет температуру человека, фиксирует артериальное давление и частоту пульса;
- Далее медработник проверяет водителя на трезвость, выявляет симптомы наркотического или токсического опьянения, похмелья. Если водитель нетрезв, медработник определяет уровень алкоголя в выдыхаемом человеком воздухе.
В соответствии с указанным приказом результаты медосмотра, проведенного перед рейсом, фиксируются в бумажном или электронном журнале с опцией печати страниц. Фиксирование данных проводится согласно требованиям закона о персональных данных. Если журналы ведутся в электронной форме, то информация заверяется ЭЦП (Приказ №835н, п. 15).
В соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 11 сентября 2020 г. № 368 “Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов”
в путевом листе необходимо сделать соответствующую отметку. Медработник, который провел медосмотр, фиксирует в путевом листе дату и время проведения медосмотра перед и после рейса, а затем заверяет указанные данные своей подписью, дополнительно расшифровывая ее фамилией и инициалами. Можно использовать и ЭЦП, на что указывает ФЗ от 06.04.2011N 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Ст. 36.2 закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» содержит информацию, которая касается медпомощи с применением телемедицинских технологий. Консультировать пациента или его представителя с медработником через указанные технологии необходимо для того, чтобы обеспечить профилактику заболеваний, собрать и проанализировать жалобы человека, оценить, насколько результативны лечебно-диагностические процедуры, обеспечить профессиональное наблюдение за самочувствием человека, принять решение о том, что необходимо провести осмотр или проконсультировать его в очной форме.
Особенности телемедицины
Благодаря телемедицинским технологиям врач может в дистанционном порядке отслеживать самочувствие пациента после очного осмотра при плановом медосмотре или приеме на работу, основываясь на данных о человеке, которые зарегистрированы с использованием медицинских изделий или предназначены для отслеживания его самочувствия. Также медработник может основываться на данных, которые указаны в единой информационной госсистеме в сфере здравоохранения или информационной госсистеме в сфере здравоохранения субъекта РФ.
Выводы для компаний
- Транспортная компания вправе оформить договор на организацию медосмотров, проводимых перед рейсами, с соответствующей медицинской организацией, которая имеет лицензию;
- Указанная организация в рамках лицензий вправе оказать медпомощь, включая медосмотры перед рейсом, с использованием телемедицинских технологий. Используются приборы, на которые выданы разрешения в пределах РФ (например, паспорт от производителя или удостоверение от Росздравнадзора). У каждого медработника, который выдает заключения в ходе медосмотров до и после рейсов, должна быть ЭЦП.
Необходимо соблюдать условия, указанные в договоре между компанией и медицинской организацией:
- Сотрудники должны дать согласие на обработку личных данных;
- При приеме на работу или медосмотре, который проводится время от времени, необходимо направлять отдельные заключения на каждого пациента в медицинскую организацию по соответствующему акту;
- Место, где будут оказаны медуслуги, указываются в соответствии с приложением к лицензии. Адрес компании заказчика – место расположения терминалов, где проводятся автоматизированные осмотры;
- Журналы медосмотров ведутся в электронной форме с возможностью их печати, подписываются уполномоченным представителем медучреждения или через ЭЦП;
- Если у водителя обнаружены признаки заболеваний, которые не позволяют ему садиться за руль, необходимо направить его в соответствующее медучреждение.
Благодаря дистанционному медосмотру водителей можно предотвращать злоупотребление наркотическими и психотропными веществами, а также спиртным за рулем. Также такой медосмотр позволяет своевременно обнаруживать заболевания, при наличии которых нельзя садиться за руль – гипертония, аритмия, ишемия и т. д.
Дистанционные медосмотры – способ минимизировать вероятность ДТП и обеспечить безопасность участников дорожно-транспортного движения, включая водителей.
Получите расчет стоимости договора для вашей организации
Перезвоним вам в течение 10 минут.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
Похожие статьи
Минздрав опубликовал список лекарств, которые нельзя принимать за рулём
По инициативе депутата Госдумы Ярослава Нилова, Минздрав РФ опубликовал список лекарственных препаратов, которые могут влиять на способность управлять автомобилем
21.08.2024
Путевой лист можно оформить в электронном формате
Путевой лист –документ компании, который используется для ведения контроля работы водителя и автотранспорта. Благодаря использованию электронного документооборота весь процесс ускоряется и упрощается.
19.07.2024
Методическое пособие при проведении медицинских осмотров
Предрейсовый медосмотр позволяет не допустить к вождению автомобиля водителей, которые находятся опасном для дорожного движения состоянии
22.05.2024
Есть вопросы? Обращайтесь!
Наш менеджер свяжется с вами в течении 10 минут